Сервитуты, подлежащие государственной регистрации
Сервитуты, подлежащие государственной регистрации
Правовой режим сервитутов, в том числе вопросы их государственной регистрации, закреплены положениями Гражданского кодекса российской Федерации (далее – ГК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Так, согласно статей 274, 277 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитутом также могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно ч. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости), за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Пунктом 4 ст. 39.25 ЗК РФ закреплено, что в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
При этом анализ норм ЗК РФ и Закона о недвижимости позволяет сделать вывод, что законодатель разделяет понятия «сервитут» и «публичный сервитут», и, поскольку ЗК РФ не установлено иное, публичный сервитут не подлежит государственной регистрации в реестре прав ЕГРН (Письмо Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19).
При этом, пунктом 3 ч. 2 ст. 7 Закона о недвижимости установлено, что сведения о публичном сервитуте подлежат внесению в реестр границ ЕГРН в качестве дополнительных сведений.
На основании пункта 21 ч. 1, ч. 15.1 ст. 32 Закона о недвижимости исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении (или о прекращении) публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.
Особенности государственной регистрации сервитута закреплены статьей 52 Закона о недвижимости, согласно которой государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
В случае, если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк
Коломиец Мария Геннадьевна
8(3822) 65-19-39 (доп.2155)
- ← Внесение сведений о местоположении административно-территориальных границ на территории Томской области в Единый государственный реестр недвижимости
- Как получить выписку из ЕГРН Приобретая квартиру, покупатель должен убедиться, что она не находится под арестом или обременением банка. Информацию об основных характеристиках объекта, зарегистрированных правах, ограничениях прав он может получить, заказав в Росреестре или МФЦ выписку из ЕГРН. →